Интересные факты из истории Ивано-Франковского вокзала

На Ивано-Франковском вокзале ежедневно происходят сотни встреч и прощаний. Много он успел пережить за полтора века своей истории - капитальный перестройку, войны, железнодорожные случаи и даже ... борьбу с порнографией. Не все знают, какой давней наша железнодорожная история, ведь вокзал Ивано-Франковская старше киевского. Попробуем попутешествовать мнимым «поездом в прошлое», чтобы узнать о нем больше.

железнодорожное город

Путь через Станислав протащили в 1866 г.. Во время прокладки железнодорожной линии Львов-Ходоров-Станислав-Черновцы. Эта железная дорога стала второй в Галиции после линии Перемышль-Львов. Трудно представить, какой редкостью в те времена были железнодорожные перевозки. В 1896 вся железная дорога огромной Австро-Венгерской империи насчитывала едва 8 тыс. Километров пути. Для сравнения: только пути современной Львовской железной дороги составляют около 4,5 тыс. Км.

В 1866 построили также первый вокзал Станислава. Внешне он существенно отличался от того, который мы привыкли видеть. Здание скорее напоминала дворец в мавританском стиле с полукруглыми арками и окнами. Первого сентября 1866 в Станиславивского вокзала прибыл первый поезд - Львов-Черновцы.

11 сентября 1866 при вокзале был открыт «Цисарско-королевски главные машинные мастерские», позже локомотиворемонтный завод. Сохранилось описание этих мастерских от 1901 «Количество локомотивов в мастерской в ​​настоящее время составляет 228 шт., Вагонов для перевозки угля 191, повозок 3251 ... Машинный зал рассчитан на 18 мест (путей). Электрическая станция, является собственностью Ипотечного банка во Львове, освещает железнодорожную станцию, котельную, мастерские и станционные дома. Она содержит три динамо-машины (т.е. электрогенераторы - авт.), Стоящих в ряд, из которых две работают, а одна является резервной ... »Кстати, первые электрические лампы в истории нашего города загорелись именно на вокзале 13 января 1897.

Большая реконструкция

Железнодорожное движение оживлялся, и небольшой вокзал стал явно тесноват. «За последние десять лет было построено три железнодорожные линии, и местная железнодорожная станция практически стала наравне со львовской, и по своим мощностям значительно превысила Черновицкую», - утверждала тогдашняя пресса в 1904 Газеты не жалели эмоций, чтобы описать все неудобства тесного дворца «Пассажиры второго класса теснятся в одном маленьком зале, а путники третьего класса, из-за слишком малой почекальни, вынуждены размещаться в коридорах, а часто и во дворе, совсем не способствует удобству пассажиров, особенно в зимнее время». Поэтому городская дирекция железной дороги обратилась в министерство с просьбой о расширении вокзала.

28 декабря 1904 архитектор и делегат железнодорожного министерства Эрнест Баудиш, прибыв в наш город, окончательно утвердил планы реконструкции. Он спроектировал новое здание в стиле неоренессанса. Она была значительно просторнее, имела длину по фасаду 200 м и большой купол в центре. «Старый вестибюль имел 110 м2, новый будет иметь 293, почекальни третьего класса было 54 м2, новая 66», - описывали проект нового дворца газеты. Почекальни второго класса, наоборот, уменьшили с 106 до 69 м2, зато зал ожидания первого класса увеличился с 40 до 59 м2. Честно говоря, такое разделение не кажется очень логичным, ведь третьим классом в те времена странствовало около 90% лиц, и только 10% могли себе позволить второй или первый класс.

Стоимость всех работ составляла 600 тыс. Крон. Из них 70 тыс. Крон было выделено на строительство каменного для колийовои почты и 160 тыс. На прокладку пути по улице Вовчинецкой. Строительные работы начались в апреле-мае 1906 и завершились в сентябре-октябре 1908 В результате этой реконструкции город получил ту вокзальную здание, которое привыкли видеть и мы. Правда, в 1999г. Двирець пережил еще одну реконструкцию, но она была уже не такой грандиозной, как предыдущая.

Известны железнодорожные случаи

К счастью, в истории нашей железной дороги было немного катастроф с человеческими жертвами. Один из самых известных железнодорожных случаев произошел 14 декабря 1908 В 4.19 утра Станиславовской пассажирский поезд столкнулся с львовским товарным поездом недалеко от станции Езуполь. При этом, по словам очевидцев, оба паровозы буквально «въелись» друг в друга, сошли с рельс шесть товарных вагонов, один почтовый и один пассажирский. Как ни странно, все пассажиры остались живы, но шестеро были тяжело ранены. Причиной катастрофы был сильный туман и определенная неслаженность в работе железнодорожного персонала.

В феврале 1908 в Станиславе пять дней без перерыва шел сильный снег. В результате 7 февраля в 11.45 неподалеку от Ямница в снегу увяз пассажирский поезд, отправлявшийся из Станислава во Львов. Поезд застрял так глубоко, что не мог двинуться ни вперед, ни назад. Локомотив, поспешил ему на помощь, тоже увяз в снежных сугробах. Кроме этого, на линии Станислав - Львов прочно застряли еще два скорых поезда. Только благодаря героическому труду железнодорожных спасателей поезда удалось освободить из снежного плена. Однако их пришлось в буквальном смысле откапывать.

В сентябре 1909 железную дорогу всколыхнула страшная весть, что почти повторяла сюжет известного романа «Анна Каренина». Неподалеку от Ямница под поезд бросилась крестьянка Анна Бойко. Самоубийца погибла на месте. Однако причиной трагедии были совсем не любовные перипетии. У женщины было восемь детей, решили поделить между собой ее землю. Вероятно, крестьянка не могла смириться с потерей имения и решила уйти из жизни в такой трагический образ.

Большую огласку в прессе получила и железнодорожная катастрофа, произошедшая 9 ноября 1928 на линии Хриплин - Станислав. Причиной, опять же, стал густой туман. Пассажирский поезд из Снятина столкнулся с чертковским поездом, который задержался перед семафором. Паровоз снятинского поезда был существенно поврежден, а в вском вышли из строя два вагона. Двое пассажиров были в тяжелом состоянии, 36 получили легкие ранения.

Порнография и скандалы

В апреле 1910 в Станиславе состоялось собрание, в котором приняли участие священники, гимназические учителя и несколько сотен других важных горожан. Все это общество строго осудило распространение аморальной литературы, порнографических открыток и журналов. Эта позорная продукция поступала в Станиславова из Германии, Франции и Вены. Борцы с порнографией обратились к представителям власти и к местной дирекции железных дорог с просьбой остановить распространение аморальной продукции. Колийови магазине тщательно проверялись, запрещалось продавать «пикантные» издания и в поездах. Однако багаж пассажиров никто не проверял, поэтому, вероятно, запрещена продукция все равно попадала в город.

В августе 1912 на железной дороге произошла резонансная кража с «физиологическим» подтекстом. Три известных железнодорожных вора Аарон Шварц и Розенфельд обокрали в поезде или лица - буковинского посла Блюма. Чтобы полиция не отобрала у них награбленное, они ... проглотили монеты. Во Станиславов банда оказалась в руках правосудия, и полицейские добывали деньги из организмов воров с помощью касторового масла. Как известно, она является сильным слабительным.

Еще один «пикантный» скандал приобрел широкую огласку не только среди железнодорожников, но и по всему городу. В январе 1902 железнодорожный кондуктор Марцелий Ясинский и его жена Юлия поздно вернулись с танцевальной вечеринки, между ними разразилась ссора. Ревнивый кондуктор забрасывал жене, что она танцевала с теми, с кем он ей запрещал. Жена не осталась в долгу, вспомнив многочисленные карточные проигрыши благоверного. В 8 часов утра Ясинский вышел из дома и вернулся ... с револьвером. Супруги продолжил выяснение отношений, в результате чего Ясинский выстрелил в жену, а затем в себя. Ранения оказались тяжелыми, но темпераментный супругов выжил. Впоследствии кондуктор был заключен и навсегда потерял работу. Руководство железной дороги категорически отказалось возобновлять его на службе. А Ясинский еще и «долив масла в огонь», пригрозив застрелить директора железной дороги, если он не примет его обратно. Работа на железной дороге в те времена считалась очень престижной, желающих ее получить было много.

Встречая на нашем вокзале гостей из другого города, не забудьте рассказать им, какой богатой и интересной является его история. Вспомните об этом и тогда, когда отправляетесь в путешествие на поезде. Счастливого пути!

западный курьер